Грузовые перевозки и экспедирование 

Expeditor.RU

Expeditor.RU
главная - транспортные компании - объявления - информация - реклама 
 Грузоперевозки и экспедирование / Информация / История




   

Общие сведения по истории классификации товаров

С давних пор существовал интерес к определенной классификации и обозначению товаров. Как правило, этот интерес обуславливался желанием государственных властей облагать налогами или сборами товары, перемещаемые в рамках их территорий либо пересекающие их границы.

Впоследствии, по мере развития индустриальных обществ, появилась необходимость знать объемы такой торговли и перемещения товаров, в том числе и в тех случаях, когда последние не облагались никаким пошлинами и сборами.

Первые системы классификации товаров были, естественно, весьма примитивны и в большинстве случаев представляли собой не более чем алфавитный список - перечень товаров, к которым применялась та или иная ставка пошлины (налога) либо которые были освобождены от их уплаты. Однако по мере увеличения количества различных ставок пошлин или освобождений от ее уплаты, одновременно с увеличением алфавитных списков товаров, был осознан тот факт, что более выгодной и удобной была бы такая классификация товаров, которая основывалась бы на ином критерии, отличном от принципа сходства товара с порядком, применяемым в области таможенного налогообложения. Поэтому появились таможенные тарифы, основанные на критерии существа или характере товара, а не на его пошлинном статусе. Определенный товар при этом идентифицировался для уплаты пошлины в рамках соответствующей классификационной системы.

Одновременно, в связи с ростом объема и значения международной торговли, стало очевидным, что из-за различий в национальных таможенных тарифах возникает множество проблем, связанных с порядком и внутренней структурой разделов и товарных позиций тарифных номенклатур, названиями и дефинициями товаров и даже с основными классификационными принципами, лежащими в основе тех или иных тарифов. Некоторые национальные тарифы были разработаны лишь в самой общей форме; другие - первоначально составлены на какой-либо методологической основе, которая впоследствии неоднократно подвергалась видоизменениям в силу принимаемых национальных протекционистских мер, международных коммерческих или многосторонних тарифных соглашений.

Таким образом, само естественное развитие торговых и экономических связей выдвинуло необходимость разработки и применения стандартизированной таможенной номенклатуры товаров, способной обеспечить:

  • системную классификацию всех товаров, вращающихся в международной торговле;
  • международно-единообразную классификацию всех товаров на приемлемой основе в тарифах стран, применяющих такую номенклатуру;
  • принятие общего международного таможенного "языка" с тем, чтобы таможенная терминология могла бы быть однозначно понята как экспертами, так и участниками торговли, облегчая тем самым задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, ее перевозчиков и, естественно, таможенных администраций;
  • простоту и определенность значений при ведении переговоров, применении и верном истолковании двусторонних и многосторонних таможенных соглашений;
  • международную единообразность и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли.
Усилия, направленные на разработку единой всемирной номенклатуры товаров, способной облегчить ведение международного товарообмена, начали реализовываться на практике более века назад. Они в первую очередь вели к созданию номенклатур, которые одновременно использовались бы как для тарифных, так и для статистических целей.

Между 1831 и 1854 годами Бельгия представила свою внешнеторговую статистику, сгруппированную по трем генеральным разделам: сырье, продукты потребления в их естественном состоянии, готовые (произведенные) изделия. Эта классификация в 1854 году была заменена на систему перечисления товаров в алфавитном порядке.

Номенклатура, использованная Австро-Венгрией в тарифе 25 мая 1892 года, базировалась на классификационной схеме, которая позднее была применена в статистической Брюссельской Номенклатуре 1913 года и в проекте Таможенной Номенклатуры Лиги Наций 1931 года.

В период с 1851 по 1908 года было проведено несколько международных экономических конгрессов, имевших целью подготовить единую статистическую номенклатуру. Самый первый из них (Брюссель, 1853 г.) высказался за единообразную международную тарифную номенклатуру в качестве основы международной статистической номенклатуры. При этом Конгресс исходил из того, что используемые статистические номенклатуры большинства государств разрабатывались в тесной увязке и на основе их тарифных номенклатур, и изменения в одной из них влекли аналогичные перемены в другой.

Другие международные статистические конгрессы по данной проблематике проводились в Гааге (1869 г.), Санкт-Петербурге (1872 г.) и Будапеште (1876 г.). Для координации работ этих форумов в 1885 г. был учрежден Международный институт статистики.

Первая практическая единообразная статистическая номенклатура товаров, учрежденная международной Конвенцией, была принята Второй международной конференцией по коммерческой статистике, проходившей в Брюсселе в 1913 г. Эта Конвенция была подписана 29 государствами 31 декабря 1913 г. Сама номенклатура состояла из 186 товарных позиций, сгруппированных в 5 групп:

  • животные;
  • пищевые продукты и напитки;
  • сырье и полуфабрикаты;
  • готовые изделия;
  • золото и серебро.

Она послужила базой первого сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро Торговой Статистики в 1922 г. Кроме того, эта номенклатура прямо или косвенно использовалась в тарифных целях около 30 странами.

Rambler's Top100
 
Экспедитор.РУ © 2005-2007